Детская невнимательностьИтак, что означает понятие «невнимательный ребенок» и откуда берутся такие дети? Прежде чем предпринимать какие-либо действия, родителям лучше определиться, по каким причинам ваш ребенок такой рассеянный.

Основные причины «синдрома невнимательности» у детей

  1. Гиперактивность. Этот модный нынче диагноз, который ставят каждому второму, в половине случаев все же оказывается оправдан. Одна из его отличительных особенностей – невозможность сосредоточиться, сконцентрировать внимание. Гиперактивные дети очень активны и подвижны, их внимание быстро переключается, им сложно усидеть на одном месте. Родителям таких детей нужно проявлять особую терпеливость и последовательность.

  2. Ослабленный иммунитет, хронические болезни. Часто болеющие дети отличаются повышенной утомляемостью и низкой работоспособностью. Чтобы помочь такому ребенку, установите для него режим дня – чередуйте работу и отдых.

  3. Психологическое или физическое переутомление. Оно также приводит к снижению работоспособности. Главное средство - также правильный режим дня.

  4. Отсутствие интереса к предлагаемой деятельности. Лучше проводить занятия в игровой форме.

Невнимательный ребенок – это не приговор, ведь существует масса способов тренировки внимания. Предлагаем вам некоторые из них. Они хороши тем, что время их выполнения – всего лишь по 5 минут, но выполнять их нужно регулярно в течение 2-6 месяцев.

Упражнения на внимательность

  1. воспроизведение геометрического узора или орнамента (мозаика, паззлы, игры по методике Никитиных);

  2. одновременное выполнение двух занятий: можете попросить ребенка, например, лепить и слушать музыку, рисовать и слушать сказку;

  3. находить и вычеркивать из текста заданные буквы (первое время просите ребенка вычеркивать одну букву, потом – две и т.д.);

  4. в течение 10-15 сек. увидеть и запомнить все предметы красного цвета (либо круглые, либо деревянные…);

  5. для диагностики внимательности можно использовать тест Мюнстерберга. Он заключается в том, что среди набора букв требуется найти слова. Например: лфртонвниманиеношлватсич. Невнимательный ребенок справится с этим заданием далеко не сразу!;

  6. попросите ребенка запомнить ряд предметов за короткое время. Потом увеличивайте количество предметов, уменьшайте время выполнения задания;

  7. выстраивание сюжета – ребенку дают картинки, на которых изображена логическая цепочка действий (например, девочка идет по мосту, роняет мяч в реку, плачет) , но картинки перемешаны. Требуется выстроить по картинкам связный рассказ;

  8. игра «Съедобное-несъедобное». Эту игру многие из нас помнят с детства! Бросайте ребенку мяч, называя при этом различные предметы. Если предмет несъедобен, мяч нужно бросить обратно, а если съедобен – поймать. Невнимательный ребенок становится ведущим;

  9. игра «Полетушки». В нее можно играть даже с малышами. Дети ставят пальцы на стол, ведущий говорит: «Совы полетели?» или «Жирафы полетели?» Если названные животные летают, дети должны поднять пальцы вверх, а если не летают – опустить руки под стол;

  10. игра «Сад-огород». Ведущий предлагает засадить огород, а затем говорит: «Капуста нужна?» Дети отвечают: «Нужна». Ведущий перечисляет овощные растения, иногда называя фруктовые. «Засадив огород», ведущий предлагает «засадить сад». Теперь нужно перечислять фрукты, употребляя названия овощей. Те из детей, кто ошибся, становятся ведущими.

В любом случае, работая с детской невнимательностью, наберитесь терпения – это длительный процесс, приносящий свои плоды только через какое-то время, и все же такие занятия никогда не проходят даром и положительно сказываются на развитии вашего ребенка.