Канаты, применяющиеся для переноски грузов или людей, перед тем, как попасть на прилавки, или непосредственно на производство или строительную площадку, проходят тщательную проверку. Ещё перед тем, как проволоки начинают свивать в пряди, их проверяют на прочность, попутно проводя химическую и механическую (термическую) обработку.
После свивки готовое изделие должно быть гладким, с одинаковым диаметром по всей длине. Если сечение каната в каком-то месте резко сужается, продукт бракуют и изымают из партии. То же самое делают, если количество порванных волокон и прядей на одном шаге троса превышает заданную норму.
Перед началом работ все канаты периодически осматривают на предмет обрывов на одном шаге свивки. Также не допускаются для работы изделия с явными вмятинами, забоинами и следами ржавчины. Проверяют тросы и на износ.
Канат стальной также могут забраковать, если прядь обрывается чаще, чем того допускает ГОСТ. Недопустим выход на поверхность троса сердечника — металлического или сделанного из натуральных волокон. Если традиционный круглый в сечении канат в нескольких местах стал плоским, использовать его нельзя: велика вероятность того, что он оборвётся. То же самое касается и случаев, когда изделие вытягивается под действием тяжести и становится уже в диаметре. Если трос стал волнистым и закручивается, заламывается или образует петли сам собой, это брак, работать с ним нельзя. Не рекомендуют использовать конструкции, в которых металл изменил свой цвет (как правило, знакомый всем светло-серый). Бывает, что под действием высоких температур сердечник из натуральных волокон (например, льна, хлопка или пеньки) выгорает или, в случае синтетического наполнителя, плавится. Работа с такими канатами запрещена: он ставит под угрозу сохранность грузов и, если трос используется, например, в лифтах, для перевоза людей, человеческие жизни.
Вообще, изделиям, применяющихся в работе именно с людьми, предъявляют особые, более строгие требования. Так, например, канат талевый, который используется в лифтовой системе, может на протяжении одного шага свивки иметь в два раза меньше оборванных прядей, чем такой же канат на буровой установке.
Каждая партия продукции перед отправкой заказчику маркируется, к упаковке прикладывается лист с основными техническими характеристиками и копия свидетельства об испытаниях каната.