Сооружение завода началось в послевоенные годы, когда велика была потребность в горючих и смазочных материалах.
• Распоряжением Совета Министров СССР от 17 июля 1047 г. №9426 Министерству нефтяной промышленности Восточных Районов под строительство Новокуйбышевского НПЗ выделено 528 гектаров земли из землепользования биофабрики №17 Министерства сельского хозяйства СССР и колхозов "Сене-Ял" и "Путь крестьянина" Молотовского района Куйбы
шевской области.
• В том же году была организована дирекция строящегося завода во главе с Гавриилом Ивановичем Гореченковым, а через год началось строительство промышленных объектов.
• В 1951 году начали действовать первые установки - атмосферновакуумные трубчатки АВТ-1 и АВТ-2 (цех №1),установки термического крекинга №1 термического риформинга №1 (цех №4).
• В сентябре 1951 г. была введена в строй катализаторная фабрика со всеми вспомогательными службами и тепловая электроцентраль (ТЭЦ). В 1952 году ТЭЦ была передана на баланс Министерства электростанций СССР.
• За 1952-1954 годы в строй вводятся новые установки: электрообессоливающая установка ЭЛОУ-2, АВТ-3,4, установки термического крекинга №2 и термического риформинга №2.
• В тот же период организованы вспомогательные цехи: реагентное хозяйство, товарный цех, центральная заводская лаборатория, цех контроля и автоматики, водоснабжение и канализация, паро- и воздухоснабжение, ремонтно-механический цех, сигнализация и связь, автотранспортное хозяйство, внутризаводские железнодорожные пути,складское хозяйство ОТС, хозяйственный цех, блок очистных сооружений и другие подразделения.
• Завод продолжал наращивать мощности. За период 1952-1959 годов в строй действующих введено 30 установок.
• Завод вырабатывал в те годы около 50 наименований продукции, в том числе автомобильные бензины, осветленный керосин, дизельное топливо, смазочные масла различных видов, парафин, твердый и жидкий битумы, четыре вида катализаторов.